Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 29034
1.  
i

Воз­ник­но­ве­нию пле­мен на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си 10—5 тыс. лет до н. э. со­дей­ство­вал(-o):

1) при­ход ин­до­ев­ро­пей­цев
2) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства на­се­ле­ния
3) фор­ми­ро­ва­ние пер­вых го­су­дар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний
4) по­яв­ле­ние иму­ще­ствен­но­го не­ра­вен­ства
2.  
i

Бо­ри­со­глеб­ская (Ко­лож­ская) цер­ковь  — вы­да­ю­щий­ся па­мят­ник зод­че­ства XII в.  — была по­стро­е­на в го­ро­де:

1) По­лоц­ке
2) Грод­но
3) Ви­теб­ске
4) Слуц­ке
3.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли в XVI—XVIII вв.:

 

А  — пер­вый раз­дел Речи Поспо­ли­той

Б  — ка­зац­ко-кре­стьян­ская война

В  — при­со­еди­не­ние Ле­во­бе­реж­ной Укра­и­ны к Рос­сии

Г  — Ли­вон­ская война

1) АВГБ
2) АБВГ
3) ВАБГ
4) ГБВА
4.  
i

Город, в ко­то­ром во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в. на­хо­дил­ся кре­пост­ной театр А. Ти­зен­гау­за, обо­зна­чен на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5.  
i

Рос­сий­ская со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская ра­бо­чая пар­тия (боль­ше­ви­ков) вы­сту­па­ла за:

1) мир­ное ре­фор­ми­ро­ва­ние об­ще­ства
2) уста­нов­ле­ние дик­та­ту­ры про­ле­та­ри­а­та
3) со­хра­не­ние част­ной соб­ствен­но­сти
4) уста­нов­ле­ние огра­ни­чен­ной мо­нар­хии
6.  
i

Опре­де­ли­те на­зва­ние древ­ней­ше­го ка­мен­но­го ору­дия труда:

1) скре­бок
2) ду­би­на
3) лук
4) рало
7.  
i

Кре­стья­не, ко­то­рые в XVI  — пер­вой по­ло­ви­не XVII в. вы­пол­ня­ли раз­ные ра­бо­ты при дворе фе­о­да­ла, на­зы­ва­лись:

1) дан­ни­ки
2) за­ку­пы
3) кре­стья­не-слуги
4) тяг­лые
8.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) Бе­ло­рус­ская на­сту­па­тель­ная опе­ра­ция за­вер­ши­лась в ав­гу­сте 1944 г.
2) 3 июля 1945 г. была осво­бож­де­на от не­мец­ко-фа­шист­ских за­хват­чи­ков сто­ли­ца Бе­ла­ру­си — Минск
3) И. Баг­ра­мян — ко­ман­ду­ю­щий 2-м Бе­ло­рус­ским фрон­том во время опе­ра­ции «Баг­ра­ти­он»
4) вто­рой этап «рель­со­вой войны» про­хо­дил под ко­до­вым на­зва­ни­ем «Кот­бус»
9.  
i

В на­ча­ле XX в. на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си быст­ро сни­жа­ет­ся роль тор­гов­ли:

1) яр­ма­роч­ной
2) ма­га­зин­ной
3) бир­же­вой
4) ко­опе­ра­тив­ной
10.  
i

Ви­лен­ская ака­де­мия была ос­но­ва­на при­ви­ле­ем ко­ро­ля Речи Поспо­ли­той:

1) Си­гиз­мун­да I Ста­ро­го
2) Сте­фа­на Ба­то­рия
3) Си­гиз­мун­да II Ав­гу­ста
4) Си­гиз­мун­да III Вазы
11.  
i

Про­ти­во­дей­ствие боль­ше­ви­кам в Мин­ске в ок­тяб­ре 1917 г. ока­зал(-а):

1) Ли­тов­ский про­вин­ци­аль­ный ко­ми­тет
2) Ко­ми­тет спа­се­ния ре­во­лю­ции За­пад­но­го фрон­та
3) Цен­траль­ная рада бе­ло­рус­ских ор­га­ни­за­ций
4) Во­ен­но-ре­во­лю­ци­он­ный ко­ми­тет
12.  
i

Опре­де­ли­те при­чи­ны не­удач по­ли­ти­ки пе­ре­строй­ки в СССР в конце 1980-х гг.:

 

а  — со­хра­не­ние ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ной си­сте­мы ру­ко­вод­ства

б  — ста­нов­ле­ние мно­го­пар­тий­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­мы

в  — вве­де­ние раз­ных форм соб­ствен­но­сти

г  — со­хра­не­ние со­ци­а­ли­сти­че­ской си­сте­мы хо­зяй­ство­ва­ния

1) а, г
2) а, б
3) в, г
4) б, в
13.  
i

Для со­дей­ствия раз­ви­тию тор­гов­ли в 1766 г. в Речи Поспо­ли­той были вве­де­ны еди­ные:

1) пра­ви­ла тор­гов­ли
2) цены на сырье
3) кре­стьян­ские по­вин­но­сти
4) меры длины, веса, объ­е­ма
5) на­ло­ги
14.  
i

Опре­де­ли­те сферу де­я­тель­но­сти Е. Ти­коц­ко­го, А. Бо­га­ты­ре­ва, Д. Смоль­ско­го:

1) кино
2) изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство
3) ар­хи­тек­ту­ра
4) му­зы­ка
15.  
i

Опре­де­ли­те сферу де­я­тель­но­сти М. Фин­бер­га:

1) кино;
2) ли­те­ра­ту­ра;
3) балет;
4) му­зы­ка.
16.  
i

Опре­де­ли­те сферу де­я­тель­но­сти А. Ки­щен­ко;

1) изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство;
2) ли­те­ра­ту­ра;
3) спорт;
4) ме­ди­ци­на;
5) наука.
17.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эле­мен­та­ми двух мно­жеств (ис­то­рия Бе­ла­ру­си 1920—1930-х гг.).

А)  Про­ве­де­ние сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции

Б)  про­воз­гла­ше­ние Ли­тов­ско-Бе­ла­рус­ской ССР (Лит­бел)

В)  уста­нов­ле­ние Со­вет­ской вла­сти в Бе­ла­ру­си

Г)  про­ве­де­ние по­ли­ти­ки бе­ло­ру­си­за­ции

1)  на­ци­о­на­ли­за­ция бан­ков и про­мыш­лен­но­сти

2)  по­пыт­ка предот­вра­ще­ния войны с Поль­шей

3)  вы­дви­же­ние бе­ло­ру­сов на ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти

4)  со­зда­ние ма­шин­но-трак­тор­ных стан­ций

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

18.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ДО­КУ­МЕНТ

А)  акт Кей­дан­ской унии 1655 г.

Б)  при­ви­лей ве­ли­ко­го князя Ка­зи­ми­ра 1447 г. толь­ко уро­жен­цам Кня­же­ства

В)  акт Крев­ской унии 1385 г.

Г)  при­ви­лей ве­ли­ко­го князя Си­гиз­мун­да II Ав­гу­ста 1563 г.

ОС­НОВ­НЫЕ ПО­ЛО­ЖЕ­НИЯ

1)  пе­ре­да­ча го­су­дар­ствен­ных долж­но­стей и зе­мель толь­ко уро­жен­цам Княже

2)  предо­став­ле­ние ВКЛ ав­то­но­мии под кон­тро­лем Шве­ции

3)  урав­ни­ва­ние в пра­вах фе­о­да­лов всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий

4)  при­со­еди­не­ние ли­тов­ских, бе­ло­рус­ских и части укра­ин­ских зе­мель к Ко­ро­не Поль­ской

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А1Б4В3Г2.

19.  
i

Бе­ло­рус­ская со­ци­а­ли­сти­че­ская гро­ма­да была окон­ча­тель­но оформ­ле­на в ... году.

20.  
i

Опре­де­ли­те три ис­то­ри­че­ских со­бы­тия, ко­то­рые про­изо­шли во вто­рой по­ло­ви­не XVII  — пер­вой по­ло­ви­не XVIII в.

 

1)  за­клю­че­ние Брест­ской цер­ков­ной унии

2)  Се­вер­ная война между Шве­ци­ей и Речью Поспо­ли­той

3)  за­клю­че­ние По­ля­нов­ско­го мира

4)  вос­ста­ние кре­стьян под ру­ко­вод­ством В. Ва­щи­лы

5)  за­клю­че­ние Ан­д­ро­сов­ско­го пе­ре­ми­рия

6)  ин­тер­вен­ция Речи Поспо­ли­той в Рос­сию

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 245.

21.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СО­БЫ­ТИЕ

А)  от­во­е­ва­ние ту­ров­ским кня­зем Юрием Яро­сла­ви­чем не­за­ви­си­мо­сти от Киева

Б)  на­ча­ло кня­же­ния в По­лоц­ке Все­сла­ва Бря­чи­сла­ви­ча

В)  на­ча­ло борь­бы По­лоц­ко­го кня­же­ства с не­мец­ки­ми ры­ца­ря­ми

Г)  ос­но­ва­ние епар­хии в По­лоц­ке (при­мер­ная дата)

ГОД

1)  992

2)  1044

3)  1157

4)  1203

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б1B4Г3.

22.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между изоб­ра­же­ни­я­ми ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков бе­ло­рус­ских зе­мель XV—XVIII вв. (со­вре­мен­ный вид) и их на­зва­ни­я­ми.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А2Б1B3.

23.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский ис­сле­до­ва­тель, за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем во­сточ­но­сла­вян­ской и бе­ло­рус­ской ар­хео­ло­гии, эт­но­гра­фии, фольк­ло­ри­сти­ки. Ос­но­вал в род­ном го­ро­де пер­вый в Бе­ла­ру­си ис­то­ри­че­ский музей.

24.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СО­БЫ­ТИЕ

A)  со­зда­ние Ин­сти­ту­та бе­ло­рус­ской куль­ту­ры (Ин­бел­культ)

Б)  на­ча­ло осво­бо­ди­тель­но­го по­хо­да Крас­ной Армии в За­пад­ную Бе­ла­русь и За­пад­ную Укра­и­ну

B)  при­ня­тие на XIV съез­де ВКП(б) курса на со­ци­а­ли­сти­че­скую ин­ду­стри­а­ли­за­цию

Г)  при­ня­тие по­ста­нов­ле­ния «О вве­де­нии все­об­ще­го обя­за­тель­но­го на­чаль­но­го обу­че­ния»

ГОД

1)  1922

2)  1925

3)  1926

4)  1939

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А2Б3В4Г1.

25.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  Битва войск ВКЛ с та­та­ра­ми под Клец­ком

Б)  ко­ро­на­ция Мин­дов­га в Но­во­груд­ке

B)  из­да­ние Су­деб­ни­ка Ка­зи­ми­ра

Г)  битва под Виль­ко­ми­ром между вой­ска­ми Свид­ри­гай­ло и Си­гиз­мун­да (Жи­ги­мон­та) Кей­с­ту­то­ви­ча

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВАГБ.

26.  
i

До­пол­ни­те пред­ло­же­ние не­об­хо­ди­мой ин­фор­ма­ци­ей.

 

Тер­ри­то­рию бе­ло­рус­ско­го Под­не­про­вья и По­дви­нья в XIV—XV вв. на­зы­ва­ли ..., по­сте­пен­но это на­зва­ние рас­про­стра­ни­лось и на осталь­ную тер­ри­то­рию со­вре­мен­ной Бе­ла­ру­си.

27.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

А)  де­я­тель­ность, ко­то­рая осу­ществ­ля­ет­ся без учета объ­ек­тив­ных за­ко­нов об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия на ос­но­ве субъ­ек­тив­ных же­ла­ний и про­из­воль­ных ре­ше­ний

Б)  про­цесс по­сте­пен­но­го усо­вер­шен­ство­ва­ния об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний в ходе ста­нов­ле­ния ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства

В)  на­ли­чие раз­лич­ных взгля­дов, мыс­лей, мне­ний по во­про­сам о путях раз­ви­тия го­су­дар­ства и об­ще­ства

Г)  пре­об­ра­зо­ва­ние, из­ме­не­ние, пе­ре­устрой­ство какой-либо сто­ро­ны эко­но­ми­че­ской и об­ще­ствен­ной жизни при со­хра­не­нии основ су­ще­ству­ю­ще­го го­су­дар­ствен­но­го строя

ПО­НЯ­ТИЕ, ТЕР­МИН

1)  плю­ра­лизм

2)  ре­фор­ма

3)  во­люн­та­ризм

4)  мо­дер­ни­за­ция

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А4Б1В2Г3.

28.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБГВ.

A)  На­ча­ло кня­же­ния в По­лоц­ке Изя­с­ла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча;

Б)  поход по­лоц­ко­го князя Все­сла­ва Бря­чи­сла­ви­ча на Нов­го­род;

B)  пер­вое упо­ми­на­ние в ле­то­пи­си г. Ту­ро­ва;

Г)  пер­вое упо­ми­на­ние в ле­то­пи­си г. По­лоц­ка.

29.  
i

Узнай­те лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский ки­но­ре­жис­сер. На­род­ный ар­тист Бе­ла­ру­си, за­слу­жен­ный де­я­тель ис­кус­ства Бе­ла­ру­си. Ос­нов­ной темой его твор­че­ства стало от­ра­же­ние по­дви­га бе­ло­рус­ско­го на­ро­да в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. Им сняты ленты по про­из­ве­де­ни­ям И. Ша­мя­ки­на, В. Бы­ко­ва, В. Ко­рот­ке­ви­ча. Зна­чи­тель­ный успех имел его ки­но­фильм «В ав­гу­сте 44-го...».

30.  
i

Обес­це­ни­ва­ние денег в ре­зуль­та­те вы­пус­ка их в об­ра­ще­ние без обес­пе­че­ния не­об­хо­ди­мым ко­ли­че­ством то­ва­ров  — это ...

31.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:

 

1)  на­ча­ло осу­ществ­ле­ния сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства в БССР;

2)  про­воз­гла­ше­ние не­за­ви­си­мо­сти Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки (БНР);

3)  пер­вое укруп­не­ние тер­ри­то­рии БССР;

4)  под­пи­са­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 1234.

32.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБВГ.

A)  Утвер­жде­ние на­зва­ния го­су­дар­ства  — Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь;

Б)  при­ня­тие Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те БССР;

B)  со­зда­ние СНГ;

Г)  ава­рия на Чер­но­быль­ской АЭС.

33.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  при­ня­тие I Ста­ту­та ВКЛ

Б)  пе­ре­нос сто­ли­цы ВКЛ в Виль­но

В)  за­клю­че­ние Ост­ров­ско­го со­гла­ше­ния между Ви­то­втом и Ягай­ло

Г)  на­ча­ло граж­дан­ской войны в ВКЛ между Свид­ри­гай­ло и Си­гиз­мун­дом Кей­с­ту­то­ви­чем и их сто­рон­ни­ка­ми

1)  1323 г.

2)  1392 г.

3)  1432 г.

4)  1529 г.

5)  1566 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

34.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния от­но­си­тель­но раз­ви­тия бе­ло­рус­ских зе­мель в Ран­нем сред­не­ве­ко­вье:

 

1)  ра­ди­ми­чи се­ли­лись в вер­хо­вьях Дне­пра и За­пад­ной Двины;

2)  дре­го­ви­чи се­ли­лись в сред­нем те­че­нии При­пя­ти, в бо­ло­ти­стой мест­но­сти;

3)  сла­вя­не и балты вели схо­жий образ жизни;

4)  важ­ным шагом на пути к го­су­дар­ству яв­ля­лось воз­ник­но­ве­ние дру­жи­ны;

5)  со­глас­но «По­ве­сти вре­мен­ных лет» пле­мен­ное кня­же­ние было у кри­ви­чей и ра­ди­ми­чей.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

35.  
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из до­ку­мен­та и за­пи­ши­те на­зва­ние кре­стьян­ской по­вин­но­сти, о ко­то­рой со­об­ща­ет­ся в тек­сте.

 

«Кто б после за­ка­за не вышел на ра­бо­ту, то за такое не­по­слу­ша­ние дол­жен от­ра­бо­тать за пер­вый день два дня, не по­ки­дая тер­ри­то­рии пан­ско­го двора, аза вто­рой  — че­ты­ре дня, тоже на­хо­дясь при дворе. Если кто-либо не вышел на ра­бо­ту все три дня или на про­тя­же­нии шести не­дель раз в не­де­лю, то за эту не­де­лю в цепях дол­жен ра­бо­тать при дворе».

36.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь во вто­рой по­ло­ви­не 1990-х гг.  — на­ча­ле XXI в.:

1)  рез­кое па­де­ние уров­ня жизни людей;

2)  опре­де­ле­ние го­су­дар­ством пла­но­вых со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей;

3)  ре­а­ли­за­ция На­ци­о­наль­ной стра­те­гии устой­чи­во­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь;

4)  со­хра­не­ние и мо­дер­ни­за­ция круп­ных про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, дей­ство­вав­ших со вре­мен СССР;

5)  за­прет арен­ды и ин­ди­ви­ду­аль­ной тру­до­вой де­я­тель­но­сти.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

37.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь во вто­рой по­ло­ви­не 1990-⁠х гг.  — на­ча­ле XXI в.:

1)  из­ме­не­ние на­зва­ния стра­ны;

2)  ста­нов­ле­ние Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь как пра­во­во­го го­су­дар­ства;

3)  раз­ви­тие граж­дан­ско­го об­ще­ства;

4)  про­ве­де­ние пер­вых пре­зи­дент­ских вы­бо­ров;

5)  вне­се­ние из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в Кон­сти­ту­цию.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

38.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

Ха­рак­те­ри­сти­ка

A)  автор поэмы «Новая земля»

Б)  автор пер­вой «Бе­ло­рус­ской грам­ма­ти­ки для школ»

B)  автор поэмы «На­рочь»

Де­я­тель куль­ту­ры

1)  М. Танк

2)  Я. Колас

3)  Б. Та­раш­ке­вич

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗ.